По благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа
Культурно-просветительский фонд «Преображение», Преображенское содружество малых православных братств, Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва), Волгоградская и Камышинская епархия, Епархиальная комиссия по канонизации святых Волгоградской епархии, Царицынский Православный Университет преп. Сергия Радонежского (Волгоград) приглашают на выставку
«Non licet vos esse. Не должно вам быть».
В названии выставки – слова приговора, которым римские императоры лишали первых христиан права на существование. Этим же принципом руководствовалась советская власть в своих гонениях на Церковь, последовательно нараставших, начиная с 1917 года.
Выставка посвящена одной из самых драматичных страниц в истории этих гонений – изъятию церковных ценностей. Кампания по изъятию, предлогом для которой стал голод в Поволжье, на деле обернулась внешним и внутренним разорением церкви. Советская власть не только стремилась подорвать имущественное положение церкви и скомпрометировать ее в глазах народа, но и покушалась на основания церковного бытия: уничтожались самые верные и горячие христиане, осквернялись святыни, сеялись и взращивались ростки раскола.
На выставке представлены редкие документы, газеты и фотографии 1920-х годов, личные вещи, принадлежавшие исповедникам и новомученикам Российским.
В 2012-2013 гг. выставка экспонировалась в Храме Христа Спасителя и Государственном центральном музее современной истории России (Москва), в музее Свято-Троицкой Александро-Невской лавры (Петербург), в Благовещенском кафедральном соборе (Воронеж), В Туле, Рязани и др. городах.
Открытие выставки состоится в День памяти жертв политических репрессий - 30 октября в 14 ч.
Адрес: г. Волгоград, ул. Рокоссовского, д. 45, троллейбусы 10, 15, 17, маршрутки 40, 40а, 80, 80а, 10, 10а, 33, 199а и др. до ост. «Кинотеатр «Родина»» (рядом с «Белым аистом»), Царицынский Православный Университета преп. Сергия Радонежского (библиотека, вход со двора через КПП).
Телефон для аккредитации: 8 (906) -168-50-25 (Наталья)
E-mail: info@psmb.ru
Выставка продлится до 11 декабря 2014 г.
Для справки
Исторический контекст
В 1922-м году, воспользовавшись голодом, охватившем Поволжье и другие районы страны, советская власть начала активное наступление на церковь, впервые обрушив на нее мощный поток лжи и клеветы, – началась кампания по изъятию церковных ценностей.
В сознании нашего народа до сих пор бытуют распространявшиеся советской властью мифы о событиях 1922 года. Почти в каждом городе можно услышать легенду о подземного ходе, через который «церковники уносили свои сокровища». Люди уверены, что церковь не желала помогать голодающим, и поэтому властям, озабоченным судьбой умирающих, пришлось забирать ценности силой, ради «спасения людей». В действительности дело обстояло совсем иначе. Православные люди, по призыву патриарха Тихона, активно помогали нуждающимся: жертвовали деньги и драгоценности, собирали одежду и еду, работали в епархиальных комиссиях и Всецерковном комитете помощи голодающим. Жертвенная помощь поднимала престиж Церкви в глазах народа, но такой поворот дела был совсем не нужен советской власти. Большевики хотели «большого скандала» и «большой крови».
Программа репрессивных мер в отношении церкви, цели и задачи кампании были сформулированы в знаменитом письме Ленина членам Политбюро ЦК РКП (б) от 19 марта 1922 г. Ленин направил секретное письмо: отобрать у церкви ее материальные ценности для пополнения опустевшей государственной казны, устроить провокацию и обвинить церковь в отказе помогать голодающим, уничтожить как можно больше церковных людей, чтобы «на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».
Патриарх Тихон благословил духовенство и приходские советы отдавать все драгоценные вещи из храмового имущества, кроме богослужебных сосудов и чтимых святынь, и вскоре оказался под домашним арестом. Митрополит Вениамин был готов отдать даже ризу с главной святыни Петрограда Казанской иконы Божьей матери, и был расстрелян. Комиссии по изъятию ценностей действовали провокационно: мужчины входили в алтарь в шапках, с оружием, вставали на престол, курили, выражались нецензурно или были пьяны. Своими действиями власти беззастенчиво нарушали принятый в 1918 году Декрет об отделении церкви от государства, вмешиваясь в ее внутреннюю жизнь. Но любое слово протеста воспринималось как контрреволюционная агитация. Росли списки осужденных и расстрелянных, а газеты захлебывались в антицерковной истерии.
Патриарх Тихон в ситуации идеологического давления и газетной травли, лишенный возможности открыто выступать в печати, а потом и заключенный под домашний арест, ничего не мог противопоставить действиям властей. ГПУ воспользовалось всем этим и сумело организовать обновленческий раскол, явившийся тяжелым искушением для церковных людей, в результате которого церковь была лишена канонического управления.
Действия властей были не только антицерковными, но и антинародными, так как лишали русский народ главной святыни – веры в Бога и человека.
Ссылки
http://www.taday.ru/text/1824441.html
http://psmb.ru/church-and-society/artic ... -ess-3144/
http://www.pravmir.ru/non-licet-vos-ess ... ej-foto-1/